Валиуллин Артур — практикующий теоретик (valiullin) wrote,
Валиуллин Артур — практикующий теоретик
valiullin

Category:

ТРИЗ для дизайнера: законы и приёмы, вторая версия

Давно поста по ТРИЗ не было. А у меня есть материальчик. Первая часть тут
Есть существенные добавки.

Итак.

Где примерять?
— дизайн интерфейсов
— представление информации
— промышленный дизайн
— разработка логотипов

Для чего это нужно?
Дизайн развивается по диалектическим законам. Закономерности эти познаваемы, их можно использовать для сознательного совершенствования старых и создания новых систем.
Т. о. зная законы развития систем, дизайнер может представить какой должна быть изменяемая им система и что нужно для этого сделать. 

Направление решения или формулирование задачи
а. Макси-задача: требуется принципиально новая система
б. Мини-задача: сохранение существующей системы, но обеспечить недостающее полезное действие или убрать имеющееся вредное свойство. (минимальные изменения в имеющейся системе). Система остаётся без изменений, но исчезают недостатки или появляются новые свойства. 

Как понять, какое направление развития выбрать?
Ответ — в полезном действии, или в использовании общего для всех систем закона увеличения степени идеальности. Полезное действие системы — это ради чего она существует. Полезное действие продукта — за что люди готовы платить деньги.

Пути приближения к идеалу:
  1. применение приёма свёртывание
  2. переход в надсистему
Системы развиваются (Какой должна быть система?):
  1. в направлении идеальности (система должна быть идеальной)
  2. в направлении динамизации (система должна быть динамичной)
  3. неравномерно — через возникновение и преодоление противоречий (система должна развиваться равномерно)
  4. до предела (система должна развиваться на уровне надсистемы)
  5. в направлении увеличения управляемости (система должна быть управляемой)
  6. путём дробления (система должна дробиться)
Что нужно для этого сделать?
  1. Стремиться к Идеальному Конечному результату (ИКР). Идеальная система — это система, которой нет, но функция её выполняется (для всех систем).
  2. Стремиться статическое сделать динамичным (для всех систем). Для интерфейсов можно применять адаптивный интерфейс (у Купера в Психбольнице, стр. 245)
  3. Использовать правило: противоречия надо усиливать, обострять, доводить до предела
  4. Переходить от моно к бисистемам. Затем к полисистемам.
    Использовать приём свёртывание (приём повышения эффективности систем), переходить в надсистему — т. е. объединяться с какой-либо другой системой, для образования совершенно новой системы.
  5. Стремиться неуправляемое сделать управляемым.
  6. Нераздробленное раздробить.

Необходимо видеть процесс упрощения-усложения систем. В каждом конкретном случае надо уметь выявлять оперативную зону, в пределах которой следует увеличивать идеальность, «оттесняя» сложные объекты из этой зоны в надсистему.

Вот.
Свежий пример из п. 4 (принцип свёртывания) из поста Варламова про Берлинские метро и электрички: Предлагаются билеты на день, неделю, месяц, год и много прочих, в том числе совмещённых с билетами в музеи.

Взяли транспортные билеты объединили с билетами в музей, система стала эффективней.

Давайте обсудим!

Все посты по ТРИЗ.
Tags: ТРИЗ, свёртывание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments